Наверное, рассказ этот стоит начать с одного знакового события. В 1982-м году, компания Mattel выпустила на прилавки, мгновенно ставшую популярной, серию игрушек для мальчиков Masters of the Universe. В том же году они схлестнулись в суде с другой компанией, которая наладила производство очень похожих фигурок, ненавязчиво намекая, что они, как бы, вполне сочетаемы с наборами «Хи-мена». Дело представители Mattel проиграли, так как составляющих плагиата в продукции другой компании обнаружено не было: эксклюзивных прав на фигурки размера 15 см у Mattel не было, а игрушки конкурентов не копировали их продукцию, а были основаны на адаптациях греческой мифологии издательством Marvel.
Это событие приоткрыло дверь для других компаний, которые решили не упускать возможности заработать на популярной серии, выпуская продукцию, которая с одной стороны очень похожа на Masters of the Universe, но в то же время не копировала её полностью. Фигурки, ясное дело, были дешевле, поэтому не редкими были случаи, когда вместе с игрушками «Хи-мена», родители покупали детям парочку «легальных» подделок. Одной из таких фирм была гонконгская Sungold, представившая в 1983-м году свой вариант серии — Galaxy Warriors
Первоначально серия состояла из 12 фигурок, внешний вид которых был частично основан на работах Френка Фразетты (знаменитого художника, изображающего миры фэнтэзи). Слегка переделанные работы Фразетты красовались также на упаковке фигурок. И хотя Гонконг был в то время британской колонией, подход был, самым что ни на есть китайским – Фразетта слыхом не слыхивал о подобном использовании его работ, а если и слышал, то мог уже не придать этому значения, — его рисунки и так без спросу использовали все, кому не лень на плакатах, обложках книг бульварного фэнтэзи и вкладышах для жевачек (Илл. 2).
Игрушка имела шесть точек артикуляции, четыре (шея, талия, плечевые суставы) из которых являлись стандартными крепежами, позволявшими вращение на 360 градусов. Ноги, как и у их «старших братьев» от Mattel, крепились к тазу резинкой, что придавало фигуркам относительную свободу движения (можно было бить ногами наотмашь, садиться на шпагат и т.п.). Одна рука была сжата в кулак (назовём это так), чтобы держать оружие, а вторая (на которую также вешался щит) представляла собой открытую ладонь, чтобы раздавать пощечины и оплеухи. Полые головы были изготовлены из мягкой резины. Они единственные были индивидуальными у каждой фигурки — все тела были одинаковой формы и различались только цветом и незначительными деталями на напульсниках и сапогах. В комплекте шли один из двух видов нагрудников, оружие и щиты. Galaxy Warriors импортировались во множество европейских и азиатских стран, так же как и в США и Канаду. Можно без преувеличения сказать, что серия является самой узнаваемой среди подделок Masters of the Universe. Sungold много раз переиздавало свою самую популярную серию, добавляя персонажей, средства передвижения, меняя цвета и детали фигурок. Основа игрушки легла в производство и других серий компании. Например, используя тот же слепок, была создана целая серия подделок фигурок звёзд профессионального рестлинга Wrestling Champion (Илл. 3).
На базе Galaxy Warriors изготовлялись подобия больших G.I. Joe, пехотинцы из «Звёздных Войн», роботы, скелеты и тому подобные фигурки. Ближе к второй половине 1980-х, у Sungold появились неожиданные «помощники» по всему миру. Подпольные предприятия Китая и ряда латиноамериканских стран просто не могли пройти мимо такого успешного бизнес-плана полулегального плагиаторства и, взяв за основу детали фигурок Galaxy Warriors, принялись лепить свои серии, создавая подделки подделок (Илл. 4).
Сейчас уже, наверно, и не узнаешь, как «братья» продукции Sungold появились на территории СНГ и кто их отливал. Предположительно производство было налажено в Одессе, откуда продукция распространялась, большей частью, на территорию Украины. Тем не менее, наблюдаются чёткие черты свойственные именно Galaxy Warriors. Неточности и гротескность некоторых деталей можно легко списать на тонкости литья полиэтилена, вполне возможно, что при создании форм, производители позволяли себе модификации, впрочем, искажения могли возникнуть и от кустарного изготовления форм. Оставшиеся подвижные части находятся на примитивной системе креплений, где цилиндрический штырь просто вставлялся в отверстие, где ничем захвачен не был, в результате чего части тела могли выскакивать просто от попытки ими пошевелить. Ноги локальных подделок не держались на резинках, а были слиты с тазом и отлиты одной деталью, что можно списать на попытку упростить производство, впрочем, более поздние произведения Санголд, тем более подделки на них, так же имели статичные ноги (Илл. 5).
Пояс и сапоги были изменены, хотя опять же, остаётся загадкой, было ли это сделано самими кустарями, или за основу просто был взят один из множества неизвестных вариантов этих игрушек. Также, ранее на бедре персонажей красовался логотип Sungold, который позже был перемещён на спину, а на всевозможных подделках и вовсе, чаще всего был убран (Илл. 6).
Руки заметно тоньше оригиналов, однако это скорее можно списать на усадку полиэтилена, или деформацию формы, чем на осмысленную модификацию (Илл. 7).
Туловище подделок меньше всего отличалось от оригинала. Впрочем, специфика отливки исказила некоторые контуры, превратив отдельные части в гротескную массу. Человеку с живым воображением не рекомендуется смотреть на спины одесских кустов, дабы избежать нежелательных ассоциаций. Особенно если кусты выполнены в «подходящем» розовом цвете (Илл. 8).
Нагрудник представляет собой копию нагрудников GW с добавлением неуклюжего узора (Илл. 9).
Самой любопытной частью у одесских кустов, являются их головы. Притом, что сделаны они индивидуально, тем не менее, несут в себе явные черты 4-х персонажей Galaxy Warriors: Хака, Тайгер мена, Драгуна и Балтарда. Можно предположить две основные причины подобного решения:
- Это подделка подделки подделки. То есть, была приобретена уже готовая, допустим, китайская, подделка на GW и по ней была снята копия.
- Учитывая, что головы GW были полые и мягкие, это могло затруднить модификацию (например, создание более чётких контуров, подгонка надрезанием, что, очевидно, было сделано с правой рукой у основания, добавление крепления и т.д.) и изготовление формы. В связи с чем бедные кустари были вынуждены ваять, в меру одарённости, свои версии голов с ноля, тем не менее, зачем-то, поглядывая на оригиналы.
И что за чудные головы получились! Уверен, дети, которым купили эти восхитительные абоминации, были благодарны родителям за ночные кошмары сопровождаемые неистовым энурезом (Илл. 10).
Александр Селезнев